Всё о граффити.
Слово «граффити» происходит от итальянского «graffito», то есть «нацарапанный». Однако между «неофициальными» надписями типа «куплю-продам», обнаруженными при раскопках на стенах римского форума, и современным искусством граффити существует огромная дистанция. Дистанция не столько даже временная, сколько стилистическая. Да и «царапать» среди серьезных мастеров сегодня не принято: наждачная бумага или скажем, сверло с алмазным наконечником уместны в руках вандала, но не художника. И все же граффити происходит именно от выведенных неумелой рукой надписей типа: «Здесь был …» Конечно, не все настенные надписи страдали излишней простотой. Попадались среди них и проникновенные посвящения, и магические формулы. В течение многих столетий безымянные авторы с помощью надписей на стенах изливали душу, признавались в вечной любви даме сердца и кляли последними словами неугодных правителей. Иной раз граффити становилось даже источником вдохновения. Слово «рок», начертанное по-гречески на стене собора Парижской богоматери, подвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. До 70-х годов нынешнего столетия граффити воспринималось как исключительно словесная форма самовыражения.
Символично название одного документального фильма, посвященного граффити, – «Война стилей». На заре современного уличного искусства основным средством ведения этой войны было простое и беспардонное действие: собственная картинка или надпись наносилась поверх работы конкурента. Иногда (за неимением времени, средств или таланта) поступали еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крест-накрест. Одно время в Нью-Йорке даже существовала команда ТСО, то есть «The Cross Outs» (англ. «cross out» – «вычеркивать»), которая, судя по названию, решила объявить войну всем без исключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством, непростительным для настоящего мастера, а выяснений отношений происходит двумя более цивилизованными способами. В одном случае конфликтующие стороны должны «заполнить» часть стены за определенное время (от нескольких часов до дня). Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой форме разрешения спора решающим оказывается не качество, а количество. Творцам отводится определенный участок в городе. Оговаривается время – обычно работа занимает от недели до месяца. Кто сумеет «освоить» большую площадь, провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качестве арбитра приглашается третий граффитист или «команда». О вознаграждении договариваются заранее. Чаще всего проигравший расплачивается с победителем красками и прочими материалами. Иногда он лишается права подписываться своим именем или подвергается физическому наказанию, которое носит скорее символический характер. Ритуал здесь важнее собственно насилия. Еще одно напоминание об извечном споре «кто – кого?» – это названия-аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередко заканчиваются буквой «К» - «короли». Это могут быть короли определенного стиля или жанра, городского района или линии метро и т. д.
Непримиримая борьба с властями и внутреннее противостояние группировок наложили свой отпечаток и на райтерский стиль. Например, так называемые «blockbusters» – огромные, «квадратные» буквы, слегка наклоненные вперед или назад и исполняющиеся обычно в двух цветах, оказались вполне подходящим оружием как для борьбы с чужим граффити, так и с девственной чистотой вагона муниципальной подземки. Делай раз! Делай два! Таким образом можно было достичь максимального результата за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучше соответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления опыта, то есть, «тэггинга». Чье имя написано крупнее – тот и круче. history как искусства, как стиля началась с того самого момента, когда «первописатели» вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя «увесистыми» буквами может, в принципе, любой – это всего лишь вопрос времени, но не мастерства и индивидуальности.
Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Люди, стоящие на страже закона и порядка, твердят одно: роспись муниципального имущества при своей сомнительной эстетической ценности представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало американских граффитистов поплатилось за свое творчество внушительными штрафами; кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые «законные стены и дворы». Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и «зоны нетерпимости». Их примеру собираются последовать и в некоторых других городах. ©